100 Лет танкам. наземные броненосцы на бумаге и в металле

Известный английский автор Герберт Уэллс написал рассказ о огромных военных машинах — «наземных судах». Произведение выяснилось пророческим.

Прошло чуть больше десяти лет, и подобная техника пригодилась в действительности, дабы победить кровопролитный позиционный тупик Первой мировой. И вот какое занимательное совпадение: как раз морское ведомство Англии постаралось дать «сухопутным броненосцам» путёвку в судьбу.

Так 20 февраля 1915 года в структуре Адмиралтейства показался Комитет сухопутных судов. Его сотрудники, армейские флотский и инженеры офицеры, были настоящими специалистами собственного дела.

Но новая задача была неповторимой по собственной сложности, так что кроме того эксперты разошлись во мнениях, каким должен быть броненосец, воюющий на суше.

Однако уже к первому совещанию комитета было готово пара проектов нового сокрушительного оружия. Вид они имели очень необычный.

Трёхколёсный гигант Т. Хетерингтона

Майор военно-морской авиационной работы Томас Хетерингтон одним из первых положил собственные эскизы на стол. С бумаги в действительность было готово выкатиться что-то наподобие корабельной палубы на громадных колёсах: Хетерингтон отказался в собственном проекте от применения гусениц.

Инженеры Комитета сухопутных судов начинали собственную работу над новым оружием «вслепую». Вследствие этого на пути к настоящему танку их разум породил много чудовищ

Габариты военной машины поражали: 14 метров в высоту и в два раза больше в длину. Изобретатель растолковывал это тем, что подобному великану будет обеспечена хорошая проходимость.

Машина должна была вольно перекатываться через шестиметровые стенки и проходить водные препятствия до 4,5 метра глубиной. Расчётная масса «корабля» Хетерингтона составляла 300 тысячь киллограм.

Многотонную машину должны были приводить в перемещение два дизеля по 800 «лошадей» любой.

Оружие чудо-аппарата было под стать размерам — шесть 102-мм корабельных орудий в трёх башнях. Плюс дюжина пулемётов для уничтожения вражеской пехоты.

100 Лет танкам. наземные броненосцы на бумаге и в металле

Т. Хетерингтон шепетильно прорисовал каждую мелочь на эскизе собственной автомобили

С позиций изобразительного мастерства эскиз майора Хетерингтона был прекрасен. Создатель шепетильно прорисовал надстройку, закрывающую дизели, рулевую рубку со штурвалом, крылья радиомачты.

Кроме того у верёвочной лестницы была прекрасно видна любая ступень! Проект радовал глаз человека, искушённого в рисовании.

Увы, но живописец не равняется конструктор. Хетерингтон умудрился не досчитаться как минимум 700 тысячь киллограм массы собственной автомобили, проигнорировал ничтожно малую для для того чтобы веса мощность двигателей, практически никак не продумал защиту экипажа.

Большая дымовая труба увеличивала и без того громадный силуэт сухопутного крейсера, упрощая тем самым задачу неприятельским артиллеристам. Приводила к живучесть махины под огнём тяжёлых орудий.

В общем, проект провалился — как и многие подобные гиганты (см. галерею).

Машина «Уильям Фостер энд Компани Лимитед» в различных проекциях

Огромная цементная сухопутная машина. Эскиз из фондов Бовингтонского музея, Англия

Эскиз проекта Б. Дж. Диплока на базе сдвоенных гусеничных платформ. Запатентован 19 мая 1914 года

Эскизы «Большеколёсной автомобили» — траншейного трактора компании «Уильям Фостер энд Компани Лимитед»

Рисунок, изображающий «Большеколёсную машину» в действии

Сухопутная военная машина инженера Д. Флетчера

Но одному из этих «динозавров» всё-таки повезло. Его борьба за судьбу шла пара лет, в течение которых гигант претерпел не одно изменение.

Но в отличие от других эту машину британцы выстроили.

Долгострой Суэттера — Диплока

В марте 1915 года Комитет сухопутных судов приступил к рассмотрению новой автомобили. Её изобретателями значились коммодор морской авиации Мюррей Суэттер и инженер Брама Диплок.

Тот самый, на «ногорельсах» которого передвигались наземные броненосцы в рассказе Г. Уэллса. К этому времени Диплок создал собственную компанию Pedrail Transport и разбогател.

Он нёс ответственность за техническую сторону проекта. Суэттер выступал в роли генератора и аналитика идей.

На фоне вторых проектов сухопутных судов машина Суэттера — Диплока так выделялась собственной реалистичностью, что её решили воплотить в металле. До серийного производства ей помешали дойти лишь настоящие танки, заявившие о себе на поле боя

Машина Суэттера — Диплока представляла собой бронекорпус, установленный на две гусеничные платформы. В каждой пребывало по одному независимому бензиновому двигателю.

Платформы имели возможность поворачиваться относительно друг друга, что снабжало машине хоть какую-то манёвренность. Габариты данной «многоножки» были мельче, чем у Хетерингтона, — всего 11 метров в длину и четыре в ширину.

В должны были пребывать восемь членов экипажа и около десятка пехотинцев-десантников. Оружия у автомобили не было.

Комитет сухопутных судов сделал вывод, что этот проект не только занимателен — его возможно строить! Сам первый лорд адмиралтейства У. Черчилль утвердил заказ на изготовление сходу дюжины автомобилей Суэттера — Диплока.

Нежданно изобретатели решили по-стремительному усовершенствовать собственный «корабль». Они добавили механизмы для гранатометания, самоокапывания, разрезания проволочных заграждений… проект усложнялся на глазах.

Сейчас к процессу подключился ещё один сотрудник и энтузиаст комитета — полковник Рукес Кромптон. Он был незаурядным персонажем: проводил электричество в Виндзорский дворец, прокладывал железные дороги в Индии, вскользь изобрёл электрический чайник, успел повоевать на Западном фронте.

Кромптон всерьёз «заболел» идеей бронированной военной машины, но думал, что вместо одного корпуса необходимо применять два (раздельно для каждой платформы), а «ногорельс» Диплока стоит заменить гусеничным тракторным шасси, более манёвренным и надёжным. До тех пор пока три изобретателя отчаянно пререкались, машина ушла в работу без трансформаций.

Но это был отнюдь не финиш.

Машина Суэттера — Диплока на опробованиях

К лету английское Военное министерство отказалось от постройки невооружённых гусеничных БТР в пользу боевых автомобилей. Изобретению Суэттера и Диплока угрожала опасность, так что авторы ринулись безотлагательно его дорабатывать.

У них уже было готово пара вариантов артиллерийского оружия, в то время, когда в процесс снова вмешался Кромптон. Он внес предложение поставить на каждую платформу орудийные башни кругового вращения.

Опять детище Суэттера и Диплока пошло на переделку.

Казалось, что финал близок, но тут сходу два удара подкосили проект. Во-первых, министерство сократило заказ до одного прототипа.

Во-вторых, в полный голос заявил о себе будущий Mark I Эрнеста Суинтона. Изобретатели остались у разбитого корыта.

Кое-как им удалось «выбить» деньги на то, дабы достроить опытный образец. Увы, хоть БТР и хорошо показал себя на опробованиях, инвестиций для запуска его в серию испытатели не взяли.

Единственная машина Суэттера — Диплока ржавела в Бовингтоне, пока её не разобрали на металл в первой половине 20-ых годов двадцатого века.

Примечательный момент: казалось, что полковник Кромптон лишь и делал, что путался под ногами дуэта изобретателей. Но самые прогрессивные элементы: гусеницы и вращающиеся башни — внес предложение именно он.

Помимо этого, неугомонный полковник и сам успел наплодить целый «зверинец» проектов.

Создатель текста — Юрий Бахурин.

литература и Источники:

Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.

Fletcher D. The British tanks 1915-19. Ramsbury, 2001.

Travers T. The Killing Ground: The British Army, the Western Front and the Emergence of the Modern Warfare 1900–1918. Barnsley, 1987.

Фановый Режим \


Похожие статьи, подобранные для Вас: