История американского танкостроения. первый американский «тысячник»

История американского танкостроения. первый американский «тысячник»

Американское танкостроение, в межвоенный период мало отстававшее от подобных отраслей передовых танковых держав, наверстало разрыв за предельно маленькое время. В мае 1940 года началось серийное производство Light Tank M2A4 — автомобили, фактически ни в чём не уступавшей одноклассникам.

Более того, по вооружению и скорости американский танк превзошёл однотипные зарубежные. К тому же, американские армейские превосходно осознавали, что война в Европе не будет прекращаться продолжительно, оружие и бронетехника в таких затяжных конфликтах скоро устаревают.

Как раз исходя из этого показался Light по поводу M3 — первый американский танк, производство которого «перешагнуло» предел в тысячу выстроенных автомобилей.

Логичная модернизация

К тому моменту, в то время, когда Light Tank M2A4 отправился в серию, в Европе уже полгода шла война. Очевидно, американские армейские пристально смотрели за происходящим и делали для себя определённые выводы.

Выяснилось, к примеру, что недостаточным есть бронирование, защищавшее только от огня крупнокалиберных пулемётов и лёгких автоматических пушек. Уже в Польше во второй половине 30-ых годов двадцатого века главным средством истребления танков были противотанковые пушки.

Кампания во Франции лишь подтвердила тот факт, что броню танков направляться усиливать. Помимо этого, танки, вооружённые автоматическими пушками и крупнокалиберными пулемётами калибра 20–25 мм, к французской кампании появились в явном меньшинстве.

Одним словом, назрела необходимость в усилении бронирования. Стоит напомнить, что Гладеон Барнс (Gladeon M. Barnes) предлагал применять броню толщиной 1,5 дюйма (38 мм) ещё во второй половине 30-ых годов XX века.

Light Tank M2A4, не обращая внимания на передовые чертей по последовательности параметров, имел и недочёты. Отношение длины к ширине у него было маленьким, и в случае если на предшествующих танках массой 8–9 тысячь киллограм это было не столь заметным, то на 12-тонном M2A4 имелась значительная тенденция к продольной раскачке.

Решение проблемы выяснилось несложным – достаточно было удлинить опорную поверхность гусеницы. Не самой успешной была и конструкция смотровых устройств башни, а достаточно массивная орудийная маска имела уязвимые области.

В отличие от предшественника, на Light Tank M3 клёпки никуда не прятали

3 июня 1940 года Комитет по оружию (OCM) подписал протокол №15864, в соответствии с которому танки, планирующиеся к выпуску 1941 году, должны были оснащаться бронёй толщиной 1,5 дюйма. Но, усилением брони дело не ограничилось, исходя из этого 5 июля был подписан протокол №15932, в соответствии с которому танк 1941 года выпуска приобретал обозначение Light Tank M3.

Ответ обоснованное, потому, что от исходного Light Tank T2E1, послужившего базой для Light Tank M2A1, в новой машине осталось весьма немногое. Кроме того с Light Tank M2A4, послужившим яркой главной для разработки, у нового танка хватало большое количество отличий, сводившихся далеко не только к отличию в толщине брони.

В отличие от Light Tank M2A4, принятию на вооружение которого предшествовал практически год опробований, Light Tank M3 попал на конвейер сходу. American Car Foundry Company запустила производство M3 в марте 1941 года, а на Абердинский полигон первый пример лёгкого танка поступил лишь в апреле.

Подобное ответ выглядит в полной мере обоснованным: не обращая внимания на то что Light Tank M3 был машиной новой, каких-то радикальных отличий от предшественника в нём не было. трансмиссия и Двигатель остались теми же, прежней, за исключением ленивцев, осталась и ходовая часть, а боевая масса выросла незначительно (с 11,6 до 12,7 тысячь киллограм).

Кожух трансмиссии Light Tank M3 стал литым, а орудийная маска лишилась долгого кожуха, защищавшего откатник

На первый взгляд, новая машина может показаться шагом назад с позиций конструкции. Дело в том, что башня и корпус Light Tank M3 планировали при помощи клёпки, тогда как на M2A4 визуально заклёпок было меньше.

В действительности чувство обманчиво: клёпка на M2A4 употреблялась никак не в меньшем количестве. Действительно, планировал он на рейках, а часть клёпок имела плоские головки.

В случае если конструкция корпуса и поменялась, то очевидно не в нехорошую сторону. Для начала, толщину верхнего лобового страницы увеличили с 25 до 38 мм.

Сейчас на дистанции больше полукилометра обеспечивалась защита от 37-мм германской противотанковой пушки.

Ещё более внушительной была защита кожуха трансмиссии – 44 мм. Но, направляться иметь в виду, что литые подробности имеют меньшую снарядостойкость, чем катанные, так что на практике «литые» 44 мм были эквивалентны «сварным» 38 мм.

Благодаря литью кожух трансмиссии удалось выполнить одной подробностью, что было явным плюсом с позиций технологичности и снарядостойкости.

В целях усиления защищённости конструкторы отказались и от боковых «форточек» механика-водителя. Это мало ухудшило обзорность в походном положении, но танк лишился подробностей, каковые имели возможность отлететь при попадании в них кроме того крупнокалиберных пуль.

кормы и Толщина бортов не изменились – 25 мм.

Значительно больше трансформаций появилось в кормовой части. У танка показался маленькой «хвост», благодаря которому удалось улучшить защиту совокупности охлаждения.

Сейчас на надмоторной плите, уязвимой для гранат и бутылок с зажигательной смесью, вместо решётки имелся прекрасно защищённый воздуховод. В том же направлении «отправились» и глушители выхлопной совокупности.

Так, снаружи остались лишь воздушные фильтры, каковые, к слову, были переделаны. не меньше заметным трансформацией были новые ленивцы, намного большие по диаметру и вынесенные на большом растоянии назад.

Благодаря такому ответу увеличилась протяженность опорной поверхности, что уменьшило продольные колебания танка и его удельное давление на грунт.

Количество смотровых лючков на башне сократилось, а корма корпуса очень сильно изменилась

Конструктивно башня и вооружение Light Tank M3 во многом повторяли те, что были у предшественника. К тому же, хватало и отличий.

Форма башни осталась прошлой, но наряду с этим количество смотровых лючков сократилось с семи до трёх. Наряду с этим они раскрывались наружу, что очевидно пошло на пользу снарядостойкости.

Толщину брони кроме этого увеличили до 38 мм, но это касалось только лобовой подробности.

Усилили и орудийную маску, которая стала заметно компактнее за счёт того, что пушка лишилась долгого накатника. Переделанная орудийная установка взяла индекс M22 Mount.

Стоит упомянуть одну подробность, о которой в большинстве случаев забывают.

Дело в том, что и установка M20, и новая M22 имели возможность «правильной доводки» в горизонтальной плоскости (без поворота самой башни). В большинстве случаев, о аналогичной функции вспоминают, обрисовывая японские танки, но на деле таковой «доворот» в первый раз применили ещё на Renault FT.

Имелся он на орудийной установке американского лёгкого танка M1917, на лёгких танках T1, на средних M1921/T1, T2 и T3. От таковой функции американцы отказались лишь к 1942 году.

Поиск совершенной башни

Ещё до того момента, как Light Tank M3 начал сходить со сборочных линий American Car Foundry Company, Комитет по оружию начал рассматривать вопрос об улучшении его конструкции. Звучит подобное мало необычно, но это нормальная практика.

Необходимо подчеркнуть, что о радикальных трансформациях речи не шло. Однако, основания для улучшения конструкции были.

Light Tank M3, взявший сварную башню D38976

Главной претензией Комитета по оружию стала разработка изготовления танка. В первую очередь обращение шла о башне.

Дело в том, что клёпаная конструкция имела одну очень страшную для экипажа особенность.

При попадании боеприпаса, даже если он не пробивал броню, клёпки откалывались изнутри, преобразовываясь в поражающие элементы. В итоге пара попаданий имели возможность вывести экипаж из строя, кроме того снаружи не повредив башню.

В полной мере логичным ответом стало ответ Комитета 27 декабря 1940 года о замене клёпаной башни D37182 на сварную.

Танк с башней D38976, вид справа

Новая башня взяла обозначение D38976. Снаружи она фактически ничем не отличалась от башни прошлого примера — трансформации коснулись по большей части технологии сборки.

Протестирована башня была на танке с серийным номером 279, и практически сразу после этого её разрешили войти в серийное производство. В следствии Light Tank M3 с «начальными» башнями D37182 были относительно маленькими.

Нужно заявить, что всецело от клёпано-болтовых соединений избавиться не удалось. Дело в том, что орудийная установка M22 снималась вместе с лобовым страницей башни, что крепился именно на болтах.

Из-за данной особенности подобная система употреблялась во всех модификациях башни Light Tank M3.

Танк с башней D39273, взявшей гнутые кольцо и борта для защиты башенного погона

Очередные предложения по переделке башни поступили 27 марта 1941 года. На этот раз Комитет по оружию распоряжением №16583 утвердил особое кольцо в нижней части башни, которое должно было закрывать подбашенный погон от попаданий снарядов и пуль.

Мысль в полной мере здравая. Но появление этого кольца повлекло за собой и переделку башни в целом.

Танк с новой башней 1946 и серийным номером D39273 поступил на Абердинский полигон в ноябре 1941 года. В следствии переделок от ветхой башни остались орудийная установка, подбашенный погон и зенитная турель.

Корпус башни стал не просто сварным, а ещё и гнутым, снизу к нему приваривалось то самое кольцо. Всецело поменяла форму командирская башенка, ставшая заметно меньше по размерам.

В один момент были переделаны и смотровые устройства, которыми стало намного эргономичнее пользоваться. Новая башня была запущена в производство в конце 1941 года.

Прекрасно заметно, что в башенном люке предусматривалась установка перископа, но ставился он далеко не всегда

Финальным аккордом в эволюции башни Light Tank M3 стала реализация инициативы Комитета по оружию по установке в танк новой 37-мм танковой пушки M6. В отличие от M5, которая по конструкции практически не отличалась от противотанковой пушки M3, новое орудие имело другой по конструкции ствол и казённую часть.

Пушку, стандартизированную 14 ноября 1940 года, решили ставить в новой орудийной установке M23, оснащённой вертикальным стабилизатором. Появление стабилизатора не покинуло места совокупности с «правильной доводкой».

Испытывали новую орудийную установку в мае 1942 года, причём она была установлена в новой башне, которая вместо командирской башенки взяла два люка.

Нельзя сказать, что экипаж очень сильно горевал от утраты башенки, потому, что в боевом положении она употреблялась нечасто. Но инновации со стабилизатором привели к неоднозначной реакции.

Дело в том, что ещё на Light Tank M2A4 почётную функцию наводки башни по горизонтали возложили на начальника (он же заряжающий). До поры до времени это не было особенной проблемой, потому, что у наводчика оставались функции наводки по вертикали, да и «правильной наводки» плечевым упором без поворота башни с сектором 20 градусов хватало.

В варианте со стабилизатором ни о какой правильной наводке пушки речи больше не шло. Вместо механизма горизонтальной наводки в распоряжении у наводчика остался лишь стопор башни.

взглянуть на мучения экипажа, от таковой радостной концепции американцы отказались, но – лишь при с танками для собственной армии. Часть Light Tank M3 однако оснастили новыми башнями, щедро отсыпав их британцам, да и до СССР какое-то количество доплыло.

Один из танков, взявших новую башню с установкой M23

Экспериментальных результатов с шасси, аналогичных совершённым с башнями, в серийное производство не внедрялось. Подобно Light Tank M2A4, большая часть танков оснащалось авиационными двигателями Continental W-670–9A.

Их мощности хватало чтобы разогнать машину до 50 км/ч (такая скорость указана в американском управлении TM9–726). Само собой разумеется, это не 58 км/ч, как у Light Tank M2A4, но и таковой скорости с лихвой хватало для исполнения возложенных на танк задач.

С подобными моторами выпустили 4525 танков.

С июня 1941 года начался выпуск танка с дизельным мотором Guiberson T-1020–4. Снаружи автомобили с дизельными моторами отличались чуть поменянными трубопроводами к воздушным фильтрам.

Таких танков, обозначавшихся Light Tank M3 (Diesel), изготовили 1281 штуку. Официально их прекратили делать в августе 1942 года, но последние 4 танка сдали аж в январе 1943 года.

Дополнительные топливные баки на опробованиях

Единственное значительное дополнение в конструкцию шасси было внесено в первой половине 40-ых годов XX века. Его инициаторами стали британцы, каковые жаловались на недостаточный запас хода, составлявший 120 км для бензинового мотора и 144 км для дизельного.

Ответ выяснилось несложным и наивным: на надгусеничных полках разместили два дополнительных бака по 95 литров любой. Баки соединялись трубопроводами с главной топливной совокупностью.

Потому, что баки пребывали достаточно высоко и представляли собой хорошую мишень, их выполнили, по аналогии с самолётными баками, из самозатягивающегося материала. Установка баков удвоила запас хода, но наряду с этим сектор обстрела орудия сократился до 90 градусов в каждую сторону.

В условиях войны в пустыне с таким неудобством возможно было мириться, тем более что баки легко снимались.

Light Tank M3E1, оснащённый двигателем Cummins HBS-600

Был в истории Light Tank M3 эпизод, в то время, когда он имел возможность взять ещё одну другую силовую установку. Дело в том, что использовавшиеся на нём авиационные моторы были неэкономичными.

Помимо этого, на низких оборотах у них имелись неприятности с утратой мощности. По данной причине в марте 1941 года была запущена программа по применению на Light Tank M3 грузовых дизельных моторов.

В качестве силовой установки было предложено применять двигатель Cummins HBS-600, турбированную версию мотора, ставившуюся в тяжёлые грузовики. Рядная «шестёрка» развивала 230 лошадиных сил, другими словами была сопоставима по мощности с дизелем Guiberson T-1020–4.

В ноябре 1941 года на Абердинский полигон прибыл переделанный танк, взявший индекс Light Tank M3E1. Опробования продемонстрировали, что применение Cummins HBS-600 быстро повысило экономичность.

К тому же автомобильный мотор был более неприхотливым.

Вот лишь имелась маленькая неприятность: мотор был заметно дольше Guiberson T-1020–4, почему было нужно удлинять моторное отделение. К тому же в один момент было нужно уменьшать размеры баков.

В мае 1942 года, по окончании раздумий и полугода испытаний, от идеи отказались.

Фронтовой дебют

Появление Light Tank M3 совпало с началом перестройки американской индустрии на армейские рельсы. Весной 1941 года американцы ещё не сражались, но ситуация в мире чётко показывала на то, что продолжительно такое состояние длиться не будет.

Уже начинались поставки бронетехники британцам, а на Тихом Океане росла напряжённость взаимоотношений с Японией. Новый лёгкий танк показался именно своевременно.

Неудивительно, что количества его производства на порядок превысили кроме того количество выстроенных Light Tank M2A4.

Отсутствие оружия не было уникальностью для Light Tank M3 с башнями D37182

Первые Light Tank M3 пошли в армии как учебные автомобили, часть из них кроме того не имела оружия. Фактически говоря, танки с башнями D37182 в американской армии так и остались учебными.

Зная о проблемах, каковые имели место при попаданиях в клёпаную башню снарядов, американцы послали их в тренировочные центры. Подобные танки фактически не поставлялись союзникам, только британцы взяли маленькую партию.

В кадрах хроники они мелькают только на учениях, причём довольно часто без оружия. Но, кроме того в таком виде они были значительно нужнее танков, каковые до того употреблялись в качестве учебных.

Совсем вторая будущее была уготована M3 Light Tank со сварными башнями D38976. Эти танки были посланы в британские армии, они же были первыми танками американского производства, на которых сами американцы пошли в бой.

В сентябре 1941 года 194-й танковый батальон под руководством полковника Миллера был послан на остров Лусон (Филиппины) для усиления находящейся в том месте группировки. Местом дислокации батальона стала Манила, столица Филиппин.

В ноябре 1941 года В том же направлении был переброшен 192-й танковый батальон под руководством майора Викорда. Задачей батальона стала охрана авиабазы Кларк.

Один из танков, вести войну на Лусоне

Высадка японских армий на Лусоне началась 8 декабря, через день после атаки на Пёрл-Харбор. А спустя 5 дней японцы достигли авиабазы Кларк.

Но, американских танков в том месте уже не было.

Ещё в последних числах Ноября 192-й и 194-й батальоны объединили в танковую группу под руководством полковника Вивера. Осознавая, что танки являются ответственным резервом и терять их сходу запрещено, американцы отвели группу к полуострову Батаан.

В бой американские автомобили пошли только 22 декабря. 5 танков под руководством лейтенанта Морина поддерживали кавалерию.

Автомобили пребывали на марше, в то время, когда в первых рядах нежданно показался японский 4-й танковый полк под руководством полковника Кумагайя, имевший в собственном составе 38 лёгких танков «Ха-Го». как следует соперники были равноценными, но наряду с этим у японцев имелось более чем внушительное преимущество в численности.

Оценив ситуацию , Морин разрешил команду отходить, но было поздно. Головная машина, в которой был лейтенант, была подбита и загорелась, раненый экипаж попал в плен.

Оставшиеся автомобили смогли уйти, взяв попадания, но позднее были добиты японской авиацией, господствовавшей в воздухе.

Позднее участие в военных действиях на Филиппинах кроме этого принимал японский 7-й танковый полк под руководством полковника Сонода, имевший на вооружении и средние танки, включая два Тип 97 Шинхото Чи-Ха. Но, американским танкам было нужно по большей части вести войну с японской пехотой, отбиваясь от сил, двигавшихся на полуостров Батаан.

На протяжении отступления из 54 танков 194-го танкового батальона 24 были потерянными. Американские танкисты сражались до 8 апреля 1942 года, в то время, когда получили приказ о выведении собственных автомобилей из строя.

Однако, японцам досталось около двух десятков исправных Light Tank M3. Трофеи пополнили матчасть 7-го танкового полка.

Будущее офицеров и солдат 192-го и 194-го танковых батальонов была печальной: большая их часть погибла на протяжении «марша смерти» и в концентрационных лагерях.

Light Tank M3, подбитый на протяжении битв на Гуадалканале

В следующий раз Light Tank M3 использовались американцами уже на Гуадалканале. Тут они появились в руках морской пехоты, причём сражаться им было нужно совместно с Light Tank M2A4 и Light Tank M3A1.

Танки 1-го танкового батальона морской пехоты употреблялись в битвах до января 1943 года.

Эти битвы стали завершением боевой карьеры Light Tank M3 в американской армии, потому, что к тому моменту в армии пошли более современные военные машины.

литература и Источники:

NARA

Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992

Фотоархив автора

http://warspot.ru/6174-pervyy-amerikanskiy-tysyachnik

Создатель — Юрий Пашолок

World of Tanks. История американского танкостроения. Средний танк M3 \


Похожие статьи, подобранные для Вас: