История чехословацкого танкостроения. skoda t-40

История чехословацкого танкостроения. skoda t-40

В истории чехословацкого танкостроения имеется очень бурный, но пока малоизученный период. Речь заходит о первых 10 послевоенных годах, в то время, когда чехословацкая оборонная индустрия на базе накопленного в годы новых разработок и немецкой оккупации опыта вела работы по созданию собственных образцов бронетанковой вооружения и техники.

По многим причинам, а также экономического и политического характера, большая часть этих очень занимательных работ не только не отправилась в серию, но кроме того не дошла до стадии прототипов, однако, они являются памятником технической мысли. Необходимо подчеркнуть, что разрабатывавшиеся в Чехословакии танки и САУ были в полной мере современными автомобилями на момент создания, так уж сложилось, что вернуть прежнюю славу одной из ведущих танкостроительных держав не удалось (что, но, не помешало Чехословакии вернуть себе статус одного из ведущих экспортеров оружия и бронетехники).

На данный момент единственным источником информации по послевоенной чехословацкой военной индустрии есть творчество Мартина Дубанека. Его книга, посвященная чехословацкому оружию и военной технике 1945-1955 годов, на данный момент есть основополагающим трудом по данной теме.

К сожалению, в книге имеется много фактических неточностей, среди них и по истории чехословацких перспективных танков. Благодаря работе Юрия Тинтеры (Jiri Tintera), одного из ведущих чешских историков, кое-какие из этих неточностей удалось локализовать и отыскать истину.

Одна из из таких неточностей, очень значительная, связана с танками семейства TVP (Tank Vseobecneho Pouziti, другими словами основной боевой танк). Работа над этим проектом началась в октябре 1945 года и продолжалась до 1952 года.

В итоге вместо TVP в серию поднялся сперва Т-34-85, а после этого Т-54, однако, средний танк чешской разработки был в полной мере успешен, однако по многим причинам разрешить войти его в производство не представлялось вероятным. Так вот, в линейку танков семейства TVP Мартин Дубанек включил машину, которая практически была соперничающим проектом.

Проект TVP разрабатывался VTU (Vojensky Technicky Ustav), а машина, которая была приписанной к TVP, на деле имела индекс T-40 и разрабатывалась компанией Skoda.

Технические требования, по которым разрабатывался Skoda T-40, повторяли те, что предъявлялись TVP. Бронирование корпуса 65 мм, 88-мм пушка в качестве главного оружия, экипаж из 5 человек, скорость порядка 50 км/ч.

Снаружи оба проекта были достаточно похожи, но на деле последовательность подробностей значительно отличался. В то время, как проект VTU был скорее концептуальным наброском, Skoda внесла предложение более зрелый проект с большей конкретикой по элементам и агрегатам конструкции.

Помимо этого, ТТХ TVP были скорее концетуальны, а по Т-40 был совершён важный расчет. Сводную таблицу по чертям танка возможно заметить тут.

Конструктивно TVP и T-40 были схожи, в особенности что касается формы корпуса с характерным изломом лобового страницы. Кроме этого была подобно выстроена и ходовая часть — по 6 опорных катков и 3 поддерживающих на каждую сторону.

На этом сходство заканчивалось.

От идеи установить спаренную установку огнемёта и курсового пулемёта инженеры Skoda отказались. В то время, как на TVP предполагалось применять рессорную подвеску, T-40 должен был иметь торсионную подвеску.

Помимо этого, сама по себе ходовая часть TVP приводит к массе вопросов в виду схематичности, тогда как разработка Skoda выглядит в полной мере адекватно, более того, отмечается сходство с предшествующими средними танками чешской компании.

Особенной конкретики в плане силовой установки TVP не было, за исключением того, что тяговооруженность должна была составлять приблизительно 20 л.с. на тонну. У инженеров Skoda было довольно готовое ответ — X-образный дизель воздушного охлаждения Skoda 16ADH140 мощностью 700 л.с. при 2000 об/мин.

В то время, как TVP разработки VTU имел проектную массу порядка 33 тысячь киллограм, T-40 должен был иметь боевую массу 40 тысячь киллограм. Само собой разумеется, в требуемые параметры тяговооруженности танк не вписывался, однако, до расчетной скорости в 50 км/ч он в полной мере имел возможность разогнаться.

Куда громадные отличия были в конструкции башни. Проект VTU предполагал башню сверхсложной формы с гнутыми бортами, лобовым страницей V-образной формы и орудийной маской, здорово напоминающей маску, которую Krupp разрабатывал для установки 8.8. cm KwK L/71 в башню Schmalturm.

По иронии судьбы, уже в феврале 1946 года как раз такую пушку (именовалась она 8,8 cm k.p.l.vz.41) планировали ставить в TVP. Что же касается Skoda, то ее инженеры внесли предложение более технологичную башню, причем ее форма здорово напоминала башни разработки Krupp.

Это в полной мере нормально, в особенности с учетом того, что Skoda кроме того успела выпустить некое количество башен и корпусов Tiger II, и в принципе деятельно трудилась с рядом германских оборонных фирм и КБ. Орудийная маска один в один повторяла подобную подробность для Schmalturm для Pz.Kpfw.Panther.

В качестве оружия предполагалось применять 88-мм пушку длиной 57 калибров. Практически это германская 8.8 cm KwK 36 L/56 без дульного тормоза.

С пушкой был спарен пулемет ZB.37. с германскими конструкциями роднило установка и танк в крыше бомбомета.

В целом инженеры компании Skoda создали в полной мере современный проект, что имел только один значительный недочёт — неадекватное на момент создания бронирование. Но тут скорее дело в ТТТ, выданных на разработку танка.

Помимо этого, в качестве ориентира рассматривался Т-34-85, а он по броне отличался мало. В остальном же оказалась самобытная машина с прекрасно читающимися элементами германской и советской школ, наряду с этим это не компилят, а грамотное применение самые подходящих элементов.

Назвать копией советского либо германского танка Skoda T-40 язык не повернется, машина похожа лишь на саму себя. Увы, до изготовления танка в металле дело не дошло, потому, что уже во второй половине 40-ых годов двадцатого века требования начали изменяться, и проект было нужно бы в любом случае значительно менять…

Скоры этот танк мы заметим в игре, как премиумную автомобили будущей Чехословацкой ветки. Скриншоты и ТТХ наблюдай тут.

Источник

Skoda T 40 — Больше коричневых — Гайд


Похожие статьи, подобранные для Вас: