История немецкого танкостроения. ненужный разведчик

История немецкого танкостроения. ненужный разведчик

У принятого на вооружение германского разведывательного танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, был воплощенный в металле соперник, что разрабатывался компанией BMM (бывшей чехословацкой CKD). Танк Pz.Kpfw.38(t) n.A. превосходил собственного соперника как минимум по вооружению и надёжности — но в серию отправился все-таки Luchs.

Из-за чего так оказалось и что же воображал собой легкий разведывательный танк, разрабатывавшийся для вермахта в оккупированной Чехословакии?

Спрос диктует предложение

По итогам применения легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.D в польской кампании стало ясно, что вермахту нужна новая военная машина легкого класса. В середине сентября 1939 года, еще до завершения военных действий, германское Министерство боеприпасов и вооружений взяло заказ на разработку быстроходного разведывательного танка.

Первоначально над ним трудились MAN и Daimler-Benz: первая компания разрабатывала шасси, вторая башню и подбашенную коробку. Проект взял индекс VK 13.01 (умелая машина, 13-тонный класс, первый пример).

Новая машина должна была развивать скорость до 70 км/ч, иметь двухместную башню, бронирование до 30 мм и боевую массу в 11 тысячь киллограм.

Первый прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. на демонстрации нового оружия в ставке Гитлера «Волчье логово» 4 января 1943 года. Конечный справа – Гитлер, рядом с ним стоит Альберт Шпеер

Новые соперники

В июле 1940 года обстановка с проектом быстро изменилась. Показались два соперника, о которых уже давно MAN и Daimler-Benz кроме того и не вспоминали.

В марте 1939 года Германия оккупировала Чехословакию, и под контроль немцев попали чешские предприятия.

В их числе были SKODA и Ceskomoravska Kolben-Danek (CKD), главные производители чехословацкой военной техники. По окончании оккупации фабрики продолжили выпуск танков, но уже для новых хозяев.

Сохранились и заводские КБ, продолжившие разработку новых образцов боевых автомобилей.

И SKODA, и CKD (поменявшая при новых хозяевах вывеску на BMM) имели обширный опыт в создании легких танков, причем по своим чертям заметно превосходящих германские аналоги. Неудивительно, что обе компании были вовлечены в конкурс на создание нового танка-разведчика.

В соответствии с заданию, от чешских компаний требовалось создать военную машину с боевой массой 12–13 тысячь киллограм и с большой скоростью 50–60 км/ч. Предполагалось, что любая компания изготовит по пять опытных образцов.

Первый опытный образец танка-разведчика BMM выкатила в декабре 1941 года. Это было практически на 6 месяцев позднее автомобили MAN (ее Pz.Kpfw.II n.A. показался на свет в июле 1941 года), но разрыв нивелировался трансформациями предъявляемых клиентом требований.

Лишь за 1941 год в техническое задание пара раз вносились важные правки. Наполеоновские замыслы по выпуску 250 VK 1303 и более легких VK 903 было нужно без шуток корректировать.

Ни в осеннюю пору, ни зимний период 1941 года MAN так и не запустил производство новых танков. Дополнительно сказывалась на замыслах и громадная загрузка MAN по выпуску средних танков Pz.Kpfw.III – Вторая мировая война была в самом разгаре.

Это дало чешским компаниям громадную фору, и в итоге они догнали соперника.

Третий прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. на протяжении опробований двигателя Tatra Typ 103. Как и у первого прототипа, корпус с башней клепаные, но обвес резко отличается

Отличия от серийного Pz.Kpfw.38(t)

Проект BMM, что изначально носил индекс TNH n.A. (n.A – «neuer Art», другими словами «нового типа»), создавался далеко не на безлюдном месте. Коллектив завода максимально применял опыт разработки танка TNH, более известного как LT vz.38 и Pz.Kpfw.38(t).

Неспециализированная компоновка автомобили, и большая часть корпуса перекочевали от освоенного в производстве танка. Силовая установка пребывала позади, трансмиссия и ведущие колеса — в первых рядах.

К тому же, именовать новую машину поверхностной переделкой LT vz.38 запрещено.

Два с лишним года конструкторское бюро не сидело сложа руки, да и требования на новый танк-разведчик заставляли заняться важной переделкой. В качестве силовой установки TNH n.A. был выбран V-образный 8-циллиндровый двигатель Praha NR1, развивавший мощность 220 л.с.

Новая силовая установка была дольше, чем употреблявшаяся на LT vz.38 рядная «шестерка» Praha TNHPS/II (лицензионная версия шведского мотора Scania-Vabis typ 1664), так что моторное отделение было нужно удлинять. Ходовая часть, на первый взгляд, была весьма похожа, но чувство обманчиво.

Увеличившаяся более чем на тонну боевая масса настойчиво попросила переделать ее. Диаметр опорных катков увеличился с 775 до 810 мм, а ширина трака выросла с 293 до 305 мм.

Изменилось и ведущее колесо.

Четвертый либо пятый прототип танка, серийные автомобили должны были смотреться так же

Значительные трансформации было нужно вносить и в конструкцию корпуса. Кроме удлинения моторного отделения, массу трансформаций было нужно вносить в конструкцию лобовой части.

От курсового пулемета было нужно отказаться, вместо него ассистенту механика-водителя поставили громадной смотровой прибор, по конструкции напоминающий смотровой прибор механика-водителя среднего танка Pz.Kpfw.III. Совершенно верно такой же прибор взял и механик-водитель.

Более значительно переработали башню, от уникальной конструкции LT vz.38 практически ничего не осталось. В качестве главного оружия TNH n.A. взял 37-мм пушку Skoda A-19, с которой был спарен пулемет MG-34.

От командирской башенки создатели нового танка отказались, а вместо нее показался один неспециализированный уступ, снабженный по периметру смотровыми устройствами.

Особенности конструкции

Раздельно стоит упомянуть разработку башен и изготовления корпусов TNH n.A. Фактически все танки производства Skoda и BMM имели клепаную конструкцию башен и корпусов.

Эта конструкция имеет последовательность недочётов, одним из которых являются вторичные осколки, каковые образовывают обратные стороны клепок по окончании попадания в танк вражеских снарядов. В итоге TNH n.A. стал первым танком BMM, на котором применили сварку.

В соответствии с имеющейся информации, первый прототип изготовлялся клепаным и из неброневой стали, второй из неброневой стали и со сварным корпусом, третий был клепаный и из броневой стали, а последние два танка выстроили сварными и из броневой стали. В соответствии с замыслу, BMM производила ежемесячно по одному прототипу, взявшему индекс Pz.Kpfw.38(t) n.A.

Последний танк изготовили в апреле 1942 года. Нужно подчернуть, что ни один из прототипов не имел всецело сварной конструкции.

створки и Кормовая часть моторного отсека все так же делались с применением клепок.

Pz.Kpfw.38(t) n.A., вид спереди. В данный ракурсе отличия от предшествующего LT vz.38 самый очевидны

Необходимо подчеркнуть, что прототипы Pz.Kpfw.38(t) n.A. отличались друг от друга не только конструкцией башен и корпуса. Первый прототип отличался тем, что установленные на нем надгусеничные полки без трансформаций были забраны с серийного Pz.Kpfw.38(t).

Штатные смотровые устройства так и не установили, их место занимали ветровые щитки со стеклоочистителями. На полках размещались два фонаря «Нотек», а на правой стороне лобового страницы корпуса крепился автомобильный клаксон.

Второй прототип отличался сварными башней и корпусом, кроме этого он взял надгусеничные полки поменянной конструкции. Третий прототип по конструкции был больше схож с первым, но взял поменянные надгусеничные прожектор и полки на крыше башни.

Помимо этого, позднее на машину установили 12-цилиндровый дизельный мотор воздушного охлаждения Tatra Typ 103 мощностью 220 л.с. Смотровых устройств третий прототип, как и первый Pz.Kpfw.38(t) n.A., не взял.

Привычный внешний вид танк купил лишь на четвертом и пятом прототипах.

Эти же автомобили взяли и полные наборы смотровых устройств.

Моторное отделение нараспашку. Видно, что крыша моторного отделения и корма у танка остались клепаными

Опробования и недобросовестная борьба a la Третий рейх

Главная нагрузка в виде ходовых опробований легла на первую умелую машину. В последних числах Января 1942 года танк доставили на полигон Куммерсдорф, где он проходил серию совместных опробований с танками Pz.Kpfw.II n.A. и Skoda T-15.

За пара месяцев прототип накатал 3866 км без значительных поломок, выгодно отличаясь этим от соперников. Казалось, что чешская машина обходит германскую, но все решилось на втором этапе опробований, походившем в мае-июне 1942 года.

В вину Pz.Kpf.38(t) n.A. и Т-15 поставили более низкий дорожный просвет и увеличенный расход горючего. Помимо этого, указывалось, что применение оружия в виде 37-мм пушки сокращает нужный количество башни, тогда как на немецком Pz.Kpfw.II n.A. стояла более компактная 20-мм автоматическая пушка.

Замечания по отчету дают основания сказать о том, что компания MAN, возможно, воспользовалась административным ресурсом. Особенно это относится вопроса о оружии.

Те, кто писал замечания по оружию, не имел возможности не знать, что уже в марте 1942 года 20-мм пушка в качестве оружия танка-разведчика германских армейских не устраивала. Весной 1942 года показалась спецификация, в соответствии с которой Pz.Kpfw.II n.A., обозначенный как Pz.Spw.Wg II Ausf.

MAN, должен был взять двухместную башню Daimler-Benz с 50-мм орудием. Речь заходит о башне для разведывательного танка VK 16.02, известного как Gefechts Aufklarer Leopard (боевой разведывательный танк “Леопард”).

Еще занимательнее второе.

Рядом со спецификациями на Pz.Spw.Wg II Ausf.MAN нашлись эти и на другую машину — Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM, другими словами «бронированная разведывательная машина разработки BMM». И в том месте также 50-мм пушка указана как главное оружие в башне конструкции Daimler-Benz.

Простое наложение корпуса Pz.Kpfw.38(t) n.A. и данной башни показывает, что ее установка на машину компании ВММ теоретически была в полной мере вероятной. Но, кроме того при с германским другим танком дальше эскизов и бумажной переписки дело не продвинулось.

Так имел возможность смотреться Pz.Spw.Wg II Ausf.BMM с установленной на нем башней Daimler-Benz

Победа германского танка Pz.Kpfw.II n.A., более известного как Luchs, в итоге была пирровой. Загруженность MAN стала причиной тому, что таких танков-разведчиков выпустили всего 100 штук.

Возьми BMM заказ на изготовление Pz.Kpf.38(t) n.A., обстановка имела возможность появляться другой.

Так или иначе, дело ограничилось всего пятью прототипами. Бесследно опыт разработки Pz.Kpf.38(t) n.A. не прошел: модернизированная ходовая часть, созданная для этого танка, употреблялась на истребителе танков Jagdpanzer 38(t) («Hetzer»).

Переживший войну Pz.Kpf.38(t) n.A., что употреблялся в качестве тестовой лаборатории

Будущее прототипов сложилась по-различному. Третий опытный образец, к примеру, послужил тестовой лабораторией для обкатки дизельного мотора Tatra Typ 103 и ответов, планировавшихся к применению на легком танке TNH 57–900.

Судьба остальных автомобилей неизвестена, но как минимум один данный танк войну пережил. Если судить по конфигурации крыльев, это был или второй, или третий прототип.

Выяснить, сварной либо клепаный у пережившей войну автомобили корпус, не разрешает уровень качества снимков.

Источники:

V. Francev, C. K. Kliment. Praga LT vz.38. MBI, 1997

T. L. Jentz, H. L. Doyle. Panzer Tracts №18: Panzerkampfwagen 38(t) Ausf.

A to G and S Production, Modification, and Operational History from 1939 to 1942.

BAMA (Bundesarchiv)

Создатель — Юрий Пашолок

Источник

Тяжелые танки СССР и 3 рейха Сравнение боевых качеств и применения и история создания


Похожие статьи, подобранные для Вас: