Узкоспециальный танк широкого профиля

Узкоспециальный танк широкого профиля

В декабре 1936 года германскими армейскими с концерном Krupp был заключён сделку на изготовление партии из 35 танков, взявших обозначение Begleitwagen (машина помощи). Данный танк предполагалось применять в качестве запасном автомобили яркой огневой помощи, о чём, фактически, и говорит его наименование.

Планировалось, что главной задачей нового танка станет борьба с лёгкими укреплениями и вражеской пехотой. По иронии судьбы, эта машина уже в начале Второй мировой была самым массовым германским средним танком.

Позднее самым бессчётным на какое-то время однако стал танк Pz.Kpfw.III. Но уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века Begleitwagen, он же Pz.Kpfw.

IV, опять забрал пальму первенства. Что весьма интересно, Pz.Kpfw.IV был единственным германским танком предвоенной разработки, что ни разу не подвергался радикальной переделке шасси.

Со множеством небольших улучшений

Подписание в декабре 1936 года договора на изготовление 35 танков серии 1.Serie/B.W. не означало, что B.W. I Kp отправится в серию без переделок.

Опробования продемонстрировали, что в конструкцию нужно внести множество небольшой трансформаций. Это полностью обычная обстановка: история знает весьма мало случаев, в то время, когда серийный танк ничем не отличался от опытных образцов.

Но, принципиальных трансформаций конструкции если сравнивать с B.W. I Kp серийный танк не имел.

Неспециализированная концепция танка была в полной мере успешной и каких-то важных трансформаций не потребовала.

Не обращая внимания на отсутствие радикальных переделок, автомобили 1.Serie/B.W., взявшие официальное обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.A, если сравнивать с исходным B.W. I Kp сохранили всего 7 деталей и узлов, оставшихся всецело неизменными.

Среди них были радиатор, моторная перегородка, тормоза, и элементы трансмиссии. Всё другое инженеры Krupp в той либо другой степени перекроили.

Pz.Kpfw.IV Ausf.A, серийный номер 80113, выпуска февраля 1938 года. Один из немногих танков этого типа, имевших камуфляжную окраску

По целому последовательности позиций обращение скорее шла не о том, что ветхие подробности продемонстрировали себя не хорошо, а о большей технологичности новых. Это касалось, к примеру, конструкции башни.

У башни B.W. I Kp. имелось много клёпаных соединений, каковые на серийной башне заменили на сварные.

Клёпки остались лишь на креплениях люков и на командирской башенке. Саму башенку, к слову, поменяли на конструкцию, позаимствованную у Pz.Kpfw.III Ausf.B, благо что башня этого танка кроме этого разрабатывалась инженерами Krupp.

Мало поменялась и конструкция корпуса. Из очевидно заметных трансформаций необходимо подчеркнуть новые смотровые устройства, позаимствованные у лёгкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.A.

Бронирование осталось на уровне B.W.

I Kp и защищало от винтовочных пуль. Мало было усилено днище.

Главная же часть переделок имела целью улучшить работу экипажа.

В танка трансформаций выяснилось куда больше. Вместо 10-литрового мотора Maybach HL 100 серийные танки взяли двигатель Maybach HL 108 TR количеством 10,8 литров и мощностью 230 лошадиных сил.

Кроме этого в танке «прописалась» трансмиссия ZF SSG 75. С новой силовой установкой большая скорость 18-тонной автомобили достигала 32,5 км/ч.

Нельзя сказать, что это большое количество, но для танка помощи – достаточно. Мало изменилась конструкция его ходовой части.

В частности, были переделаны ведущие ленивцы и катки.

Башня Pz.Kpfw.IV Ausf.A позади. Прекрасно видны командирская башенка и пистолетные порты

Первые два Pz.Kpfw.IV Ausf.A с серийными номерами 80101 и 80102 были приняты клиентом 29 ноября 1937 года. И уже в декабре показались первые переделки, которые связаны с изучением серийных танков экспертами 6-го управления оружий.

В собственном докладе инженер-оберлейтенант Ольбрих (Olbrich) перечислил 30 разных недостатков, с некоторыми из которых сотрудники концерна Krupp не дали согласие. Однако, боезапас для 75-мм пушки был сокращён со 140 до 122 выстрелов, что потребовало переделки боеукладок.

Из-за разных переделок отправка первых двух Pz.Kpfw.IV Ausf.A в армии затянулась ещё на пара месяцев. С февраля на танках убрали установку зенитного вертлюга, что сначала крепился с левой стороны подбашенной коробки.

Конструкция его оказалась неудобной: кроме того что пользоваться вертлюгом возможно было лишь с почвы, так ещё и сектор обстрела был очень сильно ограниченным.

В армиях часть танков взяла устройства для отвода антенны с линии огня, крепившиеся под стволом пушки

Очень увлекательной была история с постройкой последних танков 1.Serie/B.W. 31 января 1938 года с завода Grusonwerk, где выпускались эти автомобили, поступило сообщение о том, что поставщики корпусов Harkort Eicken GmbH и Eisen- und Huttenwerke AG затянули с их выпуском.

В это же время, в Магдебурге уже вовсю кипела подготовка к началу производства 2.Serie/B.W. (он же Pz.Kpfw.IV Ausf.B). Выход из положения был несложным и наивным: последние пять автомобилей 1.Serie/B.W. было решено выпустить с корпусами от 2.Serie/B.W.

Так в итоге и вышло. Последние танки, выпущенные Grusonwerk, имели новые корпуса, но наряду с этим ветхие башни и подбашенные коробки.

К примеру, танк 80134 имел корпус 80206.

Оказалась комичная обстановка, в то время, когда корпус танка имел броню, защищавшую от 20-мм крупнокалиберных пулемётов и пушек, а подбашенная коробка и башня «держали» лишь винтовочные пули.

Курсовой пулемёт долой!

Гражданская война в Испании, в которой немцы деятельно принимали участие на стороне мятежников, внесла последовательность корректив и в германское танкостроение. Стало известно, что бронирование толщиной 14,5 мм в реалиях современной войны уже очевидно не хватает.

Главными неприятелями танков, согласно точки зрения немцев, были автоматические пушки и крупнокалиберные пулемёты. Тот факт, что в гражданской войне обе стороны деятельно применяли противотанковые пушки калибра 37–45 мм, наверное, сначала немцы .

Как бы то ни было, уже во второй половине 30-ых годов XX века требования к бронированию изменились.

Макет новой подбашенной коробки, что испытывался на B.W. II Kp

В октябре 1937 года Grusonwerk взяла договор на изготовление 42 танков версии 2.Serie/B.W. (они же Pz.Kpfw.IV Ausf.B). Подбашенную коробку для танка данной модификации предварительно испытали на B.W.

II Kp. В связи с усилением бронирования лобовой части корпуса до 30 мм в новом танке было решено отказаться от установки курсового пулемёта.

Вместо него радиооператор взял смотровой пистолетный порт и прибор справа от него, и пистолет-пулемёт MP 38.

В 6-м управлении оружий, возможно, посчитали, что такая плата за усиление стойкости лобовой плиты подбашенной коробки в полной мере оправдана. До 30 мм была увеличена и толщина центральной лобовой плиты корпуса, а верхнюю и нижнюю плиты «нарастили» до 20 мм.

Бортовую броню трогать не стали. Механик-водитель взял новый смотровой прибор, более успешный про конструкции.

В один момент с корпусом переделке подверглась и башня. От съёмной орудийной маски было нужно отказаться, мало была переделана и бронировка орудия.

Изменилась конструкция кормовых пистолетных портов, каковые стали более стойкими к обстрелу. Танк приобрел новую командирскую башенку, защищённость которой заметно выросла.

Как и при с корпусом, толщина лобовой брони башни увеличилась до 30 мм.

Pz.Kpfw.II Ausf.B (слева) и Ausf.A. Данный снимок наглядно демонстрирует внешние различия между этими модификациями

Одним лишь усилением бронирования дело не обошлось. Мощность двигателя Maybach HL 108 TR признали недостаточной, его поменял 265-сильный Maybach HL 120 TR, потом самый массовый германский танковый мотор.

Трудившийся совместно с трансмиссией ZF ZZG 76, 12-литровый мотор разгонял танк до 42 км/ч. Боезапас к пушке 7.5 cm K.w.K L/24 был уменьшен со 122 до 80 выстрелов.

Частично это было продиктовано рвением снизить увеличившийся вес (танк «поправился» на полтонны), но имелись и другие обстоятельства. Стало известно, что боеприпасы из громадной укладки первой очереди на 40 штук, размещавшейся справа по борту, имели обыкновение вываливаться, а это, мягко говоря, не совсем безопасно.

Первые Pz.Kpfw.IV Ausf.B (серийные номера 80201–80242) были приняты клиентом в мае 1938 года. Примечательно, что корпуса у этих танков употреблялись от… Pz.Kpfw.IV Ausf.A.

Связано было это с обрисованной выше «рокировкой» корпусами с Pz.Kpfw.IV Ausf.A.

В итоге малоприятная обстановка повторилась в «зеркальном» варианте: сейчас защиту от огня 20-мм пушек тут имели только подбашенная коробка и башня, а корпус оставался уязвимым.

В сентябре из Магдебурга снова поступила жалоба, что поставщики снова тянут с выпуском корпусов. В следствии договор был поменян.

Harkort Eicken GmbH выпустила корпуса с номерами 80213–80224, а Eisen- und Huttenwerke AG – корпуса с номерами 80225–80242. Но на Pz.Kpfw.IV Ausf.B эти корпуса не употреблялись.

Вместо них танки с серийными номерами 80213–80242 взяли корпуса 80301–80330, каковые предназначались уже для Pz.Kpfw.IV Ausf.C. На этот раз «винегрета» из различного уровня бронирования удалось избежать, потому, что по броне эти модификации были однообразны.

Заключительные танки Pz.Kpfw.IV Ausf.B были сданы в октябре 1938 года.

С левого борта провалился сквозь землю зенитный вертлюг, появлявшийся очень неудобным в эксплуатации. Кстати, у этого танка отсутствует и устройство для отвода антенны с линии огня

Нужно заявить, что производство танков модификации 3.Serie/B.W. (Pz.Kpfw.IV Ausf.C) имело возможность и не состояться. В начале 1937 года Генрих Книпкамп задумал стандартизировать германские средние танки, покинув из двух автомобилей одну.

Эта мысль не была лишена рационального зерна, потому, что в то время в Германии выяснилось сходу два типа средних танка, схожих по чертям и отличающихся по большей части оружием.

План Книпкампа заключался в том, дабы поставить башню B.W. на шасси 4.Serie/Z.W., будущего Pz.Kpfw.III Ausf.семь дней. В июне 1937 года концерн Krupp кроме того сообщили, что 2.Serie/B.W. будет последней серией Pz.Kpfw.IV.

И в этом месте хороший замысел разбился о твёрдую реальность.

Дело в том, что опытный образец 4.Serie/Z.W. направился на опробования в Куммердорф лишь весной 1938 года. В первых числах Мая 1938 года Эрих Вольфёрт (Erich Wolfert), ведущий инженер Krupp, поставил вопрос ребром.

Программа выпуска танков была на грани срыва, а ожидать потом уже не было никакой возможности.

Как выяснилось потом, Вольфёрт был прав. Количества производства в 10 выпущенных танков за месяц Pz.Kpfw.III преодолел лишь в июле 1939 года, а по-настоящему массовый его выпуск начался уже по окончании начала войны, в октябре.

В таких условиях продолжение выпуска Pz.Kpfw.IV выяснилось единственным разумным выходом. Но, «продавить» версию 3.Serie/B.W. концерну Krupp удалось значительно раньше, в октябре 1937 года.

Pz.Kpfw.IV Ausf.C снаружи практически не отличался от предшественника

Pz.Kpfw.IV Ausf.C (серийные номера 80301–80440) мало чем отличался от предшественника. самоё заметным внешним элементом была бронировка спаренного с пушкой пулемёта MG 34.

Из вторых подробностей отметим переделанные замки на надмоторной плите, и поменянный воздуховод на крыше башни.

Последовательность отличий показался уже на протяжении производства. Начиная с танка 80331, танки версии C стали оснащаться командирскими башенками по типу употреблявшихся на Pz.Kpfw.III Ausf.E, а начиная с 80341 автомобили взяли модернизированный двигатель Maybach HL 120 TRM с улучшенной совокупностью зажигания.

Начиная с 58-й подбашенной коробки на них стали устанавливаться особые козырьки над смотровым прибором механика-водителя.

Первые Pz.Kpfw.IV Ausf.C были выпущены в октябре 1938 года, причём 30 танков взяли корпуса 2.Serie/B.W.. Темп выпуска был высоким, в особенности если сравнивать с Pz.Kpfw.III.

Последние 10 танков Grusonwerk выстроила в августе 1939 года, по окончании чего в производстве Pz.Kpfw.IV наступило месячное затишье.

Устройство для отвода антенны с линии огня нового типа, которое ставилось на танки модификации Ausf.C

Из 140 заказанных автомобилей 3.Serie/B.W. как танки были изготовлены 134 штуки. В феврале 1939 года концерн Krupp направил 6 шасси (80435–80440) 5-му управлению оружий.

На их базе были изготовлены мостоукладчики Bruckenleger IV (в них же переделали и BW.II Kp), в этих работах принимала участие компания Magirus.

Опробования этих автомобилей, но, были не через чур успешными. Позднее 2 шасси (80435 и 80438) употреблялись в разных умелых работах.

Оставшиеся же мостоукладчики были переделаны в танки и посланы в армии.

Были это, к слову, не совсем простые танки. Потому, что подбашенные коробки танков 80436, 80437 и 80439 были использованы для монтажа мостового оборудования, их было нужно заменить.

Дело происходило уже в июне-июле 1940 года, и подбашенных коробок 3.Serie/B.W. попросту не выяснилось. В следствии оказался гибрид с шасси и башнями Pz.Kpfw.IV Ausf.C и подбашенными коробками от Pz.Kpfw.IV Ausf.E.

Первый блин не комом

Фактически сразу после того, как Pz.Kpfw.IV начали поступать в армии, в их конструкцию стали вноситься разные доработки, повышающие боевую эффективность и улучшающие работу экипажа. Одной из первых таких доработок стало появление в августе 1938 года бомбомета для дымовых гранат.

Устанавливался он в кормовой части танка. Как стандартное оснащение такие бомбометы показались на Pz.Kpfw.IV Ausf.B поздних выпусков, а произведенные ранее танки начали получать их уже в армиях.

Еще одной подробностью, кроме этого показавшейся уже в армиях, стало особое ограждение, которое устанавливалось на бронировке орудия. Дело в том, что при повороте башни существовал риск отстрелить спаренным пулемётом либо пушкой антенну, которую далеко не всегда в боевом положении опускали.

Об данной проблеме на Krupp знали ещё со времени опробований опытного образца B.W., и однако, изначально серийные танки шли без ограждений.

Необходимо подчеркнуть, что установлено такое ограждение было далеко не на всех автомобилях. Существуют фотографии танков (как в боевой обстановке, так и ещё в мирное время), каковые аналогичных ограждений не имеют.

С применением взятого опыта эксплуатации на танке Pz.Kpfw.

IV Ausf.C было сделано ограждение новой формы, более замысловатое и, в один момент, более действенное. В таком доработанном виде Pz.Kpfw.IV и встретили начало Второй мировой.

Колонна Pz.Kpfw.IV в Польше, начало сентября 1939 года

Итогом буксования программы Z.W. стало то, что по состоянию на 1 сентября 1939 года в частях, вступивших на территорию Польши, был всего 51 Pz.Kpfw.III. Ещё более нелепым выглядит то, что «танков помощи» в этих частях выяснилось 198 штук (из 211 имеющихся), другими словами практически в 4 раза больше, чем средних танков, каковые они должны были поддерживать!

Неудивительно, что ещё в январе 1939 года штатная структура легкого танкового батальона предусматривала 8 Pz.Kpfw.I, 6 Pz.Kpfw.IV и всего 3 Pz.Kpfw.III. Еще более занятной смотрелась структура батальона средних танков, складывавшегося из 5 Pz.Kpfw.II и 14 Pz.Kpfw.IV.

В виду недостаточного количества танков число Pz.Kpfw.IV в батальонах легких танков на практике было снижено до 3–5 штук.

В целом «танки помощи» были чуть ли не лучшими германскими танками, каковые учавствовали в польской кампании. Хорошая подвижность сочеталась у них с высокой огневой мощью 75-мм пушки.

Была верной и мысль повышения толщины брони до 30 мм.

К тому же, создается чувство, что главного вывода из польской кампании немцы так и не сделали. Дело в том, что польская армия была вооружена 37-мм противотанковыми пушками wz.36, лицензионной версией шведской пушки 37 mm Infanterikanon M/34 компании Bofors.

Начинало это орудие еще в Испании, а в польской армии к началу войны их имелось около 1000 штук. Броня толщиной 30 мм для таковой пушки не воображала особенных неприятностей, ее она пробивала на расстояниях более полукилометра.

Недооценили в 6-м управлении оружий и риски поражения танков в борта. Именно 20-мм автоматическая пушка была обстоятельством смерти Pz.Kpfw.IV Ausf.B под руководством лейтенанта Виктора IV Альбрехта 18 сентября 1939 года.

Танкетка TK-S c 20-мм автоматической пушкой под руководством сержанта Романа Орлика поразила германский танк в борт подбашенной коробки, что стало причиной детонации боекомплекта. И случаи подобные были далеко не единичными.

Всего немцами было безвозвратно утрачено около двух десятков Pz.Kpfw.IV.

Стёртый с лица земли в следствии детонации боекомплекта Pz.Kpfw.IV Ausf.C, Мщонув, Польша, сентябрь 1939 года

На детонации боекомплектов стоит остановиться раздельно. Важной проблемой Pz.Kpfw.IV являлось то, что его снарядные укладки пребывали фактически по периметру боевого отделения.

Не попасть в боекомплект наряду с этим было достаточно сложно. С учетом того, что базу боекомплекта составляли осколочно-фугасные снаряды, возможность детонации появилась высокой.

По данной причине еще с польской кампании Pz.Kpfw.IV лидировали в невеселом хит-параде самых «красивых» подбитых германских танков. Их «летающие» башни, часто отрывавшиеся от корпуса вместе с подбашенной коробкой, являлись очень распространенной картиной.

Один из Pz.Kpfw.IV Ausf.C на Восточном фронте. Лето 1941 года

Не обращая внимания на широкое использование поляками противотанковых пушек, единственное, что сделали немцы в отношении Pz.Kpfw.IV – это нарастили бортовую броню до 20 мм на Pz.Kpfw.IV Ausf.D. Отрезвление наступило лишь в мае 1940 года.

Совсем неожиданно германские армейские выяснили, что, выясняется, противотанковые пушки имеется и у французов, причем исчисляются тысячами, а 30 мм броня для них вовсе не есть непреодолимой преградой.

Помимо этого, пушки германских танков, со своей стороны, были бессильными против Char B1 bis, а с ними Pz.Kpfw.IV было нужно столкнуться лицом к лицу несколько раз. Но кроме того затем опыта вопрос об усилении бронирования перешел в практическую фазу лишь в начале 1941 года.

Pz.Kpfw.IV Ausf.C с полным набором модернизаций, включая дополнительный 30-мм бронелист на центральной лобовой плите корпуса

Но, и тогда проводить какую-то глубокую модернизацию Pz.Kpfw.IV предвоенного выпуска не стали. Часть автомобилей в феврале 1941 года взяла дополнительное бронирование центральной лобовой части корпуса толщиной 30 мм.

Так, толщина брони выросла до 60 мм.

Наряду с этим лобовые страницы подбашенной башни и коробки так и остались толщиной в 30 мм, а процент попадания снарядов как раз по ним был высоким. С марта 1941 танки стали оснащать забашенными коробками, более известными как «яшики Роммеля».

В таком виде Pz.Kpfw.IV ранних серий отправились сперва на Балканы, а после этого на Восточный фронт.

Сохранившиеся по окончании боев 1941 года Pz.Kpfw.IV предвоенного выпуска были направлены в учебные части. Некое число таких танков появилось в составе 21-й танковой дивизии, которая дислоцировалась в Нормандии.

Именно там они в последний раз ходили в бой. До наших дней, увы, ни один из предвоенных «танков помощи» не сохранился.

Pz.Kpfw.IV Ausf.C из состава 21-й танковой дивизии, 1944 год, Нормандия. Как возможно подметить, дополнительного бронирования данный танк не взял

В целом возможно утверждать, что данный танк у Krupp удался. Да, без производственных эксцессов дело не обошлось.

Но уже в начале серийного производства Pz.Kpfw.IV количество его «детских заболеваний» выяснилось намного меньшим, чем у других германских танков.

Никто в 6-м управлении оружий не имел возможности и высказать предположение, что эта, в неспециализированном-то, «нишевая» по назначению машина окажется долгожителем и переживёт не только другие танки предвоенной разработки, но и множество боевых автомобилей, созданных и выпускавшихся серийно на протяжении Второй мировой.

источники и Литература:

Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997, ISBN 0–9648793–4–4

PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011, ISBN 978–0–7643–3756–7

Фотоархив автора

http://warspot.ru/6873-uzkospetsialnyy-tank-shirokogo-profilya

Создатель — Юрий Пашолок

Делаем топового Волшебника-танка — Diablo 3


Похожие статьи, подобранные для Вас: