Внеплановый танк

Внеплановый танк

Лёгкий танк Pz.Kpfw.II игрался достаточно ключевую роль в структуре германских танковых армий. Не смотря на бытующую точку зрения, основанному на мемуарах германских генералов, учебным данный танк не был.

Более того, на момент создания Pz.Kpfw.II являлся одним из лучших лёгких танков в мире.

Показавшийся фактически случайно, он впредь до середины 1942 года занимал видное место в боевых порядках вермахта. Выпускался Pz.Kpfw.II с маленькими перерывами в течении пяти лет.

Какова же история создания танка Pz.Kpfw.II и что представляли собой его первые серийные предположения?

Трактор с автоматической пушкой

В феврале 1930 года в Германии в первый раз был поднят разговор о трёхтонном танке с 60-вооружением и сильным двигателем, складывающимся из 20-мм автоматической пушки. Данный проект взял обозначение Kleintraktor, другими словами «небольшой трактор».

Первоначально танк должен был чем-то напоминать Leichttraktor, другими словами иметь переднее размещение моторного отделения и кормовое размещение боевого отделения.

По окончании опробований Leichttraktor Krupp и Leichttraktor Rheinmetall стало ясно, что схема с кормовым размещением трансмиссии неудачна. В первой половине 30-ых годов двадцатого века через подставную компанию германские армейские закупили три британских тягача Carden-Loyd.

Они стали базой для разработки концерном Krupp нового Kleinetraktor, с передним мотором и расположением трансмиссии позади. 1 июля 1933 года за танком закрепилось второе обозначение — La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper, другими словами «сельскохозяйственный трактор»).

С оружием для Kleinetraktor случился конфуз. Дело в том, что танк вспоминал трёхместным, а при имевшихся габаритах и лимиту по массе единственным методом поставить на него 20-мм автоматическую пушку была её установка в неподвижную рубку.

Такую конструкцию инженеры Krupp создали ещё в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Одвременно с этим за проектирование установки 20-мм автоматической пушки взялась ещё одна компания – Rheinmetall.

Но, 12 октября 1932 года генерал Освальд Лутц (Oswald Lutz), нёсший ответственность за моторизацию Рейхсвера, дал предпочтение варианту с башней и двумя пулемётами. От казематной установки для Kleinetraktor армейские отказались.

Но ненадолго.

La.S.100 разработки Krupp в исходной конфигурации

В январе 1934 года 6-е управление оружий инициировало начало разработки нового лёгкого танка. Первоначально данный танк обозначался как verstaerkter Kleinetraktor 6 to, другими словами «усиленный небольшой трактор 6-тонного класса».

Это был уже третий по счёту танк с заглавием Kleinetraktor, причём, как и первый, превратившийся потом в Leitchtraktor, он имел проектную массу в 6 тысячь киллограм. Но, уже 24 февраля 1934 года проект поменял наименование на La.S.100 (сельскохозяйственный трактор со 100-сильным двигателем).

На деле работы по La.S.100 начались ещё раньше. В отчете Krupp, датированном 22 декабря 1933 года, уже фигурировал танк большего размера, чем La.S., с оружием в виде 20-мм автоматической пушки.

В отчёте говорилось, что данный танк разрабатывает Daimler-Benz, но это не совсем правильно.

На деле Daimler-Benz, как и при с La.S, трудился над подбашенной коробкой и башней. Что же касается шасси, то работы по нему были поручены Krupp.

В соответствии с начальному замыслу, уже к концу 1934 года ожидалась постройка первого опытного образца танка.

Монополия оружейного гиганта из Эссена, но, длилась недолго. Концепцию трёхместного танка 6-тонного класса концерн Krupp представил в марте 1934 года.

Но, наверное, что в 6-м управлении оружий решили подстраховаться.

Дело в том, что La.S., разработка которого шла уже более трёх лет, имел последовательность значительных недочётов. Особенно это касалось его силовой установки и некоторых элементов ходовой части.

В итоге машину было нужно серьёзно переделывать.

Повторения таковой ситуации германским армейским совсем не хотелось, исходя из этого в июне 1934 года монопольный проект превратился в конкурсный. В борьбу включилась Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg AG (MAN), работы курировались Фридрихом Рифом (Friedrich Rief), одним из ведущих конструкторов компании из Нюрнберга.

MAN смотрелся в полной мере важным соперником для Krupp: к тому моменту в Нюрнберге уже осваивали выпуск La.S., и это не считая производства тяжёлых грузовых дизельных моторов и машины.

Доработанный La.S.100 разработки Krupp на опробованиях

Для ускорения процесса разработки конструкцию ходовой части, с некоторыми трансформациями, было решено «позаимствовать» у La.S. В частности, весьма похожими были траки, схожими были конструкция подвески, опорные катки.

А также неспециализированная концепция автомобили в целом напоминала более лёгкий танк.

В качестве силовой установки предполагалось применять 120-сильный двигатель Maybach HL 52 количеством 5,2 литра. Как альтернатива для него предусматривался грузовой 100-сильный мотор MAN.

Масса шасси не должна была быть больше 6 тысячь киллограм, ещё 2 тонны резервировались за подбашенной коробкой и башней. Проектная документация от MAN ожидалась к началу июля 1934 года.

В июле к работам присоединилась компания Henschel Sohn из Касселя, которая кроме этого осваивала выпуск La.S. Подобно MAN, Henschel производила грузовики.

Кроме этого тут строились паровозы. Увы, подробной информации по проекту Henschel не сохранилось, но как мы знаем, что автомобили всех трёх компаний-соперников были похожи между собой.

На всех находились двигатель Maybach HL 52, позднее заменённый на 130-сильный HL 57, и трансмиссия ZF SSG 45, у всех была практически однообразная протяженность корпуса (4600–4700 мм). La.S.100 разработки Krupp кроме этого имел 6 опорных катков на борт, схожий по конструкции с La.S. корпус и подобную компоновку.

Первый опытный образец La.S.100 от MAN

12 июля 1934 года германскими армейскими было издано постановление о заказе тысячи La.S. Это было напрямую связано с приходом фашистов к власти и переменами во внешней политике.

В один момент сверху поступила команда ускорить работы по La.S.100. Сейчас первые умелые автомобили ожидались уже к январю 1935 года.

Но, одно дело пожелания, а второе – действительность. На деле к сентябрю 1934 года компании подготовили спецификации и древесные модели, а вот с выпуском опытных образцов было нужно подождать.

Первыми с заданием совладали инженеры Krupp, отрапортовавшие, что опробования пройдены удачно и идут предстоящие работы. Это утверждение приводит к ряду вопросов.

На единственной фотографии умелой автомобили Krupp прекрасно видно, что она, если сравнивать с исходным вариантом, взяла балку-усилитель для ходовой части.

Второй умелый La.S.100 от MAN с подбашенной коробкой и опытной башней. Прекрасно заметно, что от первой автомобили танк заметно отличается

Ближе к лету на опробования вышли по два умелых примера La.S.100 от Henschel и MAN. Любой из умелых танков достаточно серьёзно отличался друг от друга.

По результатам опробований вносились трансформации в конструкцию корпуса, ходовой части, внутренних элементов.

Победу одержал La.S.100 от MAN, и именно на втором умелом примере данной компании испытывалась подбашенная коробка с башней, каковые были созданы конструкторами Daimler-Benz. Потому, что никакой информации по танку от Henschel нет, сравнивать его с машиной MAN сложно.

Но собственного соперника, созданного в недрах Krupp, машина из Нюрнберга очевидно обставляла. Инженерам MAN удалось создать максимально просторное боевое отделение, где нашлось место трём участникам экипажа.

Да и с позиций доступа к агрегатам их танк оказался очевидно успешнее.

Пробными партиями

В соответствии с начальным замыслам, производство La.S.100 предполагалось начать с зимы-весны 1936 года. В октябре 1935 года был подписан договор на выпуск первых 75 танков, изначально названных нулевой серией, но скоро переименованных в 1.Serie/La.S.100.

Выпуск должен был начаться в апреле 1936 года, а последние автомобили серии ожидались в сентябре.

Обозначение нового лёгкого танка изменялось 3 раза. В последних числах Мая 1935 года он начал называться 2 cm M.G.

Panzerwagen (Vs.Kfz.622), другими словами «бронемашина с 20-мм пулемётом (умелая машина 622)».

15 января 1936 года его переименовали в 2 cm M.G. Panzerkampfwagen, а 3 апреля, наконец, были приняты широко известный индекс Panzerkampfwagen II (2 cm) и сквозной индекс Sd.Kfz.121 («спецмашина 121»).

Первые десять серийных Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 имели ленивцы из алюминия с резиновыми бандажами

Заказ на Pz.Kpfw.II первой серии было решено поделить на три партии по 25 автомобилей. Первая партия взяла обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.a/1, вторая Pz.Kpfw.II Ausf.a/2, а третья Pz.Kpfw.II Ausf.a/3.

Такая осторожность имела под собой в полной мере веские основания. Германские армейские прекрасно не забывали Pz.Kpfw.I Ausf.A, что, не обращая внимания на в полной мере успешную конструкцию, имел массу небольших (и не весьма небольших) недочётов.

Кое-какие из них потребовали важной переделки танка и стали причиной появлению модификации Pz.Kpfw.I Ausf.B. В полной мере логично было распознать неприятности новых танков на маленьких партиях, а не производить сходу пара сотен «сырых» автомобилей и иметь головную боль с ними со всеми.

Схема шасси Pz.Kpfw.II Ausf.a. Прекрасно видно, как хорошо танк скомпонован, и наряду с этим в нём нашлось место для трёх членов экипажа

Не обращая внимания на то что концептуально Pz.Kpfw.II напоминал Pz.Kpfw.I, достаточно нетривиальное техническое задание потребовало многих нестандартных ответов. В экипаже танка находился радист, которому требовалось выделить отдельное место.

Помимо этого, требовалось большое место для установки башни с диаметром погона 1200 мм.

Для решения этих задач двигатель, вал и трансмиссию между ними конструкторы сместили вправо. В том же направлении отправился и топливный бак.

Непременно, бак в боевом отделении – это не прекрасно, но больше девать его было некуда. Заливные горловины бака были выведены вправо, для чего в подбашенной коробке имелись два лючка.

Слева от двигателя был размещён его воздухозаборник и радиатор. Вытяжной вентилятор тут уже не поместился, и для него в кормовом странице было нужно делать отдельную углубление.

Потому, что справа от механика-водителя была трансмиссия, радисту выделили угол сходу перед воздухозаборником радиатора. При аварии он имел возможность сложить наклонную стенку воздухозаборника и выбраться через люк на надмоторной плите.

Ещё один люк пребывал в гнутом лобовом странице корпуса перед механиком-водителем. Формально он предназначался для обслуживания элементов трансмиссии, но частенько им пользовались для попадания в танк и выхода из него.

Это было не весьма комфортно, но несложнее и стремительнее, чем ожидать, пока начальник выберется из башни и высвободит проход. Потому, что места в танке и без того оставалось не через чур много, установить броню танка под рациональными углами наклона конструкторы не смогли.

Pz.Kpfw.II Ausf.a/2 слабо отличается от танков первой серии

Башня Pz.Kpfw.II кроме этого существенно отличалась от той, что Daimler-Benz спроектировала для Pz.Kpfw.I. На этот раз инженеры обошлись без сложных округлых форм, свойственных броне корпуса.

Танки первой серии имели корпуса, башни и подбашенные коробки, сваренные из стали с высоким содержанием никеля. Именно поэтому толщина брони не превышала 13 мм, надёжно защищая наряду с этим от пуль винтовочного калибра.

Но получалось дороговато.

Достаточно похожей на имевшуюся у более лёгкого предшественника смотрелась орудийная маска, где были установлены спаренные 20-мм автоматическая пушка KwK 30, созданная на базе зенитного автомата 2 cm Flak 30, и пулемёт MG 34. Если сравнивать с Flak 30, ствол KwK 30 был укорочен с 65 до 55 калибров, а ёмкость магазинов сокращена с 20 до 10 снарядов.

Уменьшение количества магазина разрешило уменьшить заряжание в ограниченном количестве боевого отделения и размещение боекомплекта в укладках. Иначе, очередь из 10 выстрелов – это часто мало.

Не обращая внимания на последовательность компромиссов, в целом инженеры MAN совместно с Daimler-Benz создали в полной мере успешный танк. Но, его всё ещё требовалось доводить до ума.

Одна из заметных подробностей, отличающих Pz.Kpfw.II Ausf.a/3 от более ранних автомобилей – крепления для троса на лобовом странице корпуса

Замыслы по выпуску производителю выполнить не удалось. В соответствии с документам, к 1 октябрю было готово всего 25 Pz.Kpfw.II Ausf.a/1.

Эти танки взяли серийные номера с 20001 по 20025, причём первые 10 автомобилей имели обрезиненные алюминиевые ленивцы, как и умелые танки. Начиная с танка 20011, ленивец был заменён на цельнометаллический.

С данной же автомобили на танках был поменян доступ к вентилятору совокупности охлаждения.

Новые трансформации показались на танках второй партии Pz.Kpfw.II Ausf.a/2, имевших серийные номера 20026–20050. В днище показались люки доступа к масляному фильтру и топливным насосам.

Переделки коснулись и Pz.Kpfw.II Ausf.a/3, взявших серийные номера 20051–20075. На них был увеличен радиатор, а в носовой части корпуса показались крепления для троса.

Кроме этого путём переделки подвески была мало поменяна ходовая часть.

Схема шасси Pz.Kpfw.II Ausf.b. Маленькое удлинение корпуса заметно улучшило обстановку с размещением агрегатов в моторном отделении

Значительно более значительные трансформации взяли танки второй серии. О автомобилях 2.Serie/La.S.100 обращение шла на заседании 17 июня 1936 года.

К тому моменту стало ясно, что Pz.Kpfw.II ожидает громадной количество выпуска. Первой большой серией и должен был стать 2.Serie/La.S.100, он же Pz.Kpfw.II Ausf.b.

Всего их было заказано 100 штук.

Предполагалось, что практически сразу после запуска количество ежемесячного производства удастся нарастить до 25–35 автомобилей, для чего планировалось подключить другие предприятия, включая Henschel. Но, действительность в очередной раз внесла собственные коррективы в замыслы: первые Pz.Kpfw.II Ausf.b (серийные номера 21001–21100) готовься весной 1937 года, а всецело выполнить заказ удалось к осени.

Pz.Kpfw.II Ausf.b легко отличить по ведущему колесу новой конструкции. На танках последующих серий оно уже не изменялось

Танки модификации Pz.Kpfw.II Ausf.b планировали из более простой по составу и менее дорогой стали. Для компенсации утраты прочности толщина брони увеличилась с 13 до 14,5 мм.

Боевая масса встала с 7,6 до 7,9 тысячь киллограм, но в целом на тактико-технических чертях танка это очень не отразилось. Корпус танка удлинился на 35 см, благодаря чему удалось расширить количество моторного отделения и переделать совокупность охлаждения, выведя слабо защищённый вентилятор из-под обстрела вражеских пуль.

Танк обзавелся новым глушителем, а его кормовой лист лишился сложной углубления. Серьёзно была переделана и ходовая часть, взявшая новые ведущие колёса, опорные и поддерживающие катки.

Ширина траков увеличилась с 280 до 300 мм. Как раз версия Ausf.b, лишённая последовательности больших недочётов предшествующего варианта, стала первой по-настоящему боеготовой модификацией Pz.Kpfw.II.

Но, и на этом переделки не закончились.

Танк с ахиллесовой пятой

Не обращая внимания на то что с выпуском первых Pz.Kpfw.II MAN мало затянул, уже к началу 1937 года танки этого типа стали поступать в армии. Ожидали их с нетерпением.

Не смотря на то, что было разумеется, что эти танки ещё требуют доработки, однако, иных альтернатив у вермахта в то время попросту не было. Работы по среднему танку Z.W. (Zugfuhrerwagen), более известному как Pz.Kpfw.III, затягивались, да и первые выпущенные автомобили имели массу неприятностей.

Ненамного лучше обстояли дела и с танками помощи B.W. (Begleitwagen), либо Pz.Kpfw.IV. Договор на изготовление 35 танков серии 1.Serie/B.W. был подписан лишь в декабре 1936 года.

В это же время из Испании, куда немцы послали Pz.Kpfw.I Ausf.A, шли тревожные новости. Стало известно, что против советских Т-26 они практически беззащитны, вермахту безотлагательно требовались танки как минимум с автоматическими 20-мм пушками.

Так, Pz.Kpfw.II был в то время единственным более-менее современным германским танком, пребывавшим в серийном производстве.

Pz.Kpfw.II Ausf.a, прошедший модернизацию. Установлены траки и опорные катки от Pz.Kpfw.II Ausf.b, с правого борта поставлен вертлюг для стрельбы по воздушным целям, позади установлен бомбомёт

Но и по поводу боевых возможностей Pz.Kpfw.II германские армейские особенных иллюзий не питали. В последних числах Октября 1935 года, другими словами ещё до запуска La.S.100 в серию, был подготовлен доклад об эффективности танков.

В соответствии с ему, оружие La.S.100 разрешало ему бороться с любыми танками, имевшими противопульное бронирование, на расстояниях до 700 метров. Но не все танки к тому моменту имели только противопульную броню.

Книгу «Танки», изданную в Мюнхене в 1935 году как идейное продолжение справочника Хейгля (сам Фриц Хейгль погиб в первой половине 30-ых годов двадцатого века), просматривали не только в Советском Альянсе. Германские армейские в полной мере серьёзно принимали данные о наличии на вооружении французской армии танков Renault NC-27 и NC-31.

О том, что эти танки имели более толстую броню, которую 20-мм автоматическая пушка не пробивала, немцы знали. С таковой целью имела возможность совладать лишь 37-мм пушка.

Не обращая внимания на то что в действительности ни NC-27, ни NC-31 у французов на вооружении не было, неспециализированное познание ситуации у германских военных было верным, и их озабоченность выглядит в полной мере оправданной. Именно к моменту появления доклада у французов на вооружении показались Renault D1, и запускалось в серию производство Renault R 35 и Renault D2.

Лежащая на надмоторной плите запасная тележка красноречиво показывает, что иллюзий по поводу надёжности ходовой части ранних Pz.Kpfw.II их экипажи не испытывали

Трудности у танков Pz.Kpfw.I, но, имелись не только с оружием. На протяжении эксплуатации стало известно, что у их ходовой части имелись значительные неприятности.

Обстановка при с Pz.Kpfw.II Ausf.a-b ещё больше усугублялась тем, что их опорные катки были меньшего, чем у Pz.Kpfw.I, диаметра. Ресурс рессор, употреблявшихся в качестве упругих элементов, составил немногим более 500 километров.

Наряду с этим с подвеской Pz.Kpfw.II Ausf.b обстановка обстояла чуть лучше, что вызвало переделку танков модификаций Ausf.a/1, a/2 и a/3. На них были установлены улучшенные рессоры, траки и опорные катки.

К тому же, было ясно, что это полумеры, и с ходовой частью нужно что-то делать. Помимо этого, с осени 1937 года началась работа по модернизации вторых элементов Pz.Kpfw.II Ausf.a-b.

Корпус у этих танков переделывали минимум два раза.

Ранние Pz.Kpfw.II широко применялись в учебных частях, с некоторых танков наряду с этим снималось оружие (подобные вещи практиковались и на более поздних модификациях). Не обращая внимания на имевшиеся неприятности, первые Pz.Kpfw.II, в отличие от 1. Serie/La.S., не стали чисто учебными автомобилями.

Непременно, промашка с конструкцией ходовой части пара снизила возможности по их модернизации, но это были в полной мере боеспособные танки, всецело соответствовавшие требованиям германских армейских. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 имелись, например, на вооружении 66-го танкового полка 2-й лёгкой дивизии и активно учавствовали в битвах в Польше.

Подбитый на протяжении битв в Польше Pz.Kpfw.II Ausf.b

Время от времени местом боевого дебюта Pz.Kpfw.II именуется Испания, но по факту это не соответствует действительности. Никакого документального подтверждения данной информации нет, и вероятнее, обращение в таких заявлениях идёт о Pz.Kpfw.I Ausf.A, перевооружённых итальянскими 20-мм автоматическими пушками Breda.

Настоящий дебют германского лёгкого танка случился в сентябре 1939 года в Польше. Боевая эффективность ранних и более поздних Pz.Kpfw.II была приблизительно схожей.

Результаты битв с их участием были очень противоречивыми.

С одной стороны, у поляков фактически не было танков, каковые имели бы защиту от 20-мм автоматических пушек, за исключением маленького числа Renault R 35, так толком и не повоевавших. Иначе, Pz.Kpfw.II обычно приходилось сражаться совсем не с танками.

Борьба с пехотой для Pz.Kpfw.II была одной из обычных боевых задач, а тут автоматической малокалиберной пушки довольно часто не хватало. Германские танкисты потребовали танков с более замечательным оружием.

Особенно довольно часто в хорошем ключе ими упоминались Pz.Kpfw.IV Ausf.A-C, появлявшиеся самыми действенными германскими танками польской кампании.

Pz.Kpfw.II Ausf.b из 7-й танковой дивизии в битвах за Аррас. Май 1940 года

Битвы в Польше, но, стали только предвестием настоящих проблем, каковые ожидали Pz.Kpfw.II во Франции. Скоро стало известно, что тут лёгкий германский танк вовсе есть статистом.

Уже лёгкие танки Renault R 35, FCM 36 и Hotchkiss H 35/H39 были 20-мм пушке не по зубам.

Одновременно с этим кроме того короткоствольные 37-мм пушки французских танков прошивали германскую машину в любой проекции.

Ответом на такие вызовы стала разработка дополнительного бронирования носовой части башни и корпуса. Разрабатывать его начали ещё в осеннюю пору 1939 года, но к французской кампании броню взяли не все Pz.Kpfw.II.

Что же касается конкретно автомобилей предположений Ausf.a-b, то их через чур не сильный ходовая часть и вовсе не разрешила устанавливать дополнительную броню. Не взяли эти танки и командирской башенки.

Не обращая внимания на это, отдельные танки первых серий участвовали в военных действиях против СССР летом-осенью 1941 года.

литература и Источники:

BAMA

Panzer Tracts No.2–1 Panzerkampfwagen II ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–6–4

Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0

Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004, ISBN 0–9744862–3-X

Фотоархив автора

http://warspot.ru/6915-vneplanovyy-tank

Создатель — Юрий Пашолок

Танки Онлайн | Внеплановый бой на песке | выпуск 9


Похожие статьи, подобранные для Вас: